История Невского проспекта

В начале 1710-х г. было положено начало строительству Большой першпективной  дороги от Адмиралтейской верфи и от Александро-Невского монастыря до старинного Новгородского тракта (ныне – Лиговский пр.). К середине 1710-х началось движение от Адмиралтейской верфи, а в 1718 г. – от Александро-Невского монастыря до Новгородского тракта (Указ Петра I от 13 (2) октября 1718 г.). С плана П.М. Еропкина 1738 г. началась плановая застройка Невского проспекта. План переносил центр города на Адмиралтейскую сторону. От Главного Адмиралтейства начиналась Невская Прошпективная улица – стала так официально именоваться с 20 апреля 1738 г. на участке от Адмиралтейства до р. Мойки. На следующий год название распространили до Новгородской дороги, а в 1740-х гг. – до Александро-Невского монастыря.
Почему же часть Невского проспекта от площади Восстания до монастыря Александра Невского в обиходе именуется Старо-Невским, ведь она была построена позже, чем  участок от Адмиралтейства до Новгородского тракта? Дело в том, что в 1733 г. параллельно Невскому  проспекту стали прокладывать новую дорогу от Александро-Невского монастыря в сторону Новгородского тракта. Проходила она по трассе современных Гончарной и Тележной улиц. В 1753 г. эту дорогу назвали Новой Першпективой улицей. Чтобы не путаться, люди в обиходе стали называть участок Невского проспекта «Старой Перспективой», а при переименовании в Невский проспект – Старо-Невским. Так название и сохранилось, а позже распространилось на весь прилегающий район.
Указ Анны Иоанновны о строительстве домов на Невском проспекте был подписан 20 августа 1739 г. В то время здесь находились одноэтажное здание Гостиного Двора, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, лютеранская церковь Петра и Павла, католическая церковь монахов-бенедектинцев, у Фонтанки размещались казармы Преображенского полка. По проектам архитекторов П.М. Еропкина, М.Г. Земцова, И.К. Коробова проспект начал застраиваться 1-2-х этажными домами.
При императрице Елизавете Петровне под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли начинается строительство каменного Гостиного Двора, вместо полкового двора Преображенского полка возводится Аничков дворец, который был затем подарен фавориту императрицы графу А.Г. Разумовскому. На берегу р. Мойки строится великолепный Строгановский дворец.
Во время перестройки Зимнего дворца, на Невском (участки домов № 11-13) в деревянном дворце до декабря 1761 г., до своей смерти жила императрица Елизавета Петровна.
В середине XVIII в. проводились работы по благоустройству проспекта: мощение мостовой, вдоль дороги через каждые 40 саженей были установлены фонари, работающие на масле.  Начинается облицовка камнем набережных Фонтанки, Мойки и Екатерининского канала.
При императрице Екатерине II все деревянные дома проспекта были заменены каменными, в основном 2-3 этажными. Достраивается здание Гостиного Двора, возводится новое каменное здание католической церкви Святой Екатерины. По Невскому проспекту от деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы до Александро-Невской лавры настилаются деревянные тротуары.
К середине XIX в. была введена единая нумерация домов. В 1776 г. Невский проспект получил свое нынешнее название и стал главным проспектом столицы. На стенах домов были вывешены мраморные таблички с названием проспекта и номерами домов.
В 30-х годах XIX в. построены Собор Петра и Павла, Александринский театр, Казанский собор, дворец князей Юсуповых (Невский пр., д.86). На «Панораме Невского проспекта», подготовленной граверами П. и И. Ивановыми по акварельным рисункам В.С. Садовникова, изданной в 1830 г. А.М. Прево, видно, что проезжая часть вымощена булыжником, вдоль домов – каменные тротуары, а по обеим сторонам проспекта высажены деревья. Открывается множество магазинов и модных лавок, кофеен и кондитерских.
В 1838 г. был построен сохранившийся до наших дней дом И.О. Сухозанета (Невский пр., д.70), в котором до революции 1917 г. находилась Купеческая управа. В 1848 г. закончилось строительство дворца для князей Белосельских-Белозерских (архитектор А.И. Штакеншнейдер).
В середине 1850-х годов на окраине города на Знаменской площади (пл. Восстания) был построен Николаевский вокзал. Его быстро окружили гостиницы.
Во второй половине XIX в. Невский пр. начинает расти вверх, владельцы начинают надстраивать дома, появляются 4-5 этажи. Император Николай I планировал выпрямить Невский проспект и даже издал об этом указ в 1854 г. Но после его смерти об указе просто забыли.
На рубеже XIX и XX вв. банкиры и владельцы компаний начинают соревноваться в роскоши: появляются банк Вавельберга (Невский пр., 7/9), дом Мертенса (Невский пр., 21), дом компании «Зингер и К» (Невский пр., 28), Елисеевский магазин (Невский пр., 56).
До 1880-х гг. Старый Невский – от Знаменской площади до Александро-Невской лавры – напоминал городскую окраину: деревянные дома и амбары, огороженные заборами, кузницы, Конный рынок. В 1880 – 1910 гг. участок был застроен каменными доходными домами.
В 1918 г. Невский переименовали в проспект 25-го Октября (за исключением Старо-Невского пр.), а затем в 1944 г. вернули прежнее название.
После Гражданской войны, в период НЭПа на Невском пр. появляется огромное количество контор трестов, кооперативов, потребительских союзов. В 1930-е годы, после свертывания НЭПа, здания на Невском заняли государственные учреждения.
Выстоял Невский и 900 дней блокады 1941 – 1944 гг. Дома № 68, 186 и 188, разрушенные попаданием фашистских бомб, были восстановлены в 1950-х годах.
К 300-летию города отреставрированный Невский проспект предстал во всей своей красе. Наша задача – сохранить это наследие для будущих поколений.

300 лет под покровом Пресвятой Богородицы
Историки долго спорили, какую дату считать годом создания Невского проспекта. Одни предлагали вести отсчет с начала рубки просеки для дороги, другие – с момента открытия движения от Адмиралтейства до Новгородского тракта (ныне – Лиговский пр.).
Вице-президент Ассоциации Олег Путин обнаружил в Полном собрании законов Российской империи Указ Петра I об открытии сквозного движения от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры «О нопой дороге в монастырь» от 13 (2) октября 1718 г.: «Понеже для прошествия Царского Величества и его государевой высокой Фамилии, також и для богомольцев и бедных прохожих к Монастырю, и ради монастырской повседневной потребы по непроходимому на шестьсот сажен болоту проложена и управлена дорога, не занимая большой по берегу Невы реки дороги. А ныне всяких чинов люди проезжие оставив оную большую по берегу дорогу, хотят ездить по вышеозначенной вновь сделанной дороге…». (Полное Собрание Законов Российской империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб.: Тип. II Отделения собств. Е. И. В. канцелярии, - 48 т.: указ. Т. 5: 1713-1719. Отделение 1, 1830. №3230. С. 589 – 590.). Ассоциация «Невский проспект» выступила инициатором празднования 300-летия Невского проспекта – обратилась к губернатору Санкт-Петербурга и получила поддержку. Координатором подготовки мероприятий был назначен Комитет по развитию туризма, к организации праздника подключились администрация Центрального района, комитеты по культуре и архивный.
С торжественного молебна у Казанского собора 13 октября 2018 г. начались праздничные мероприятия, посвященные 300-летию Невского проспекта. Выдался теплый солнечный денек и петербуржцам достался кусочек позднего «бабьего лета». Юбилей главного проспекта отмечался в Санкт-Петербурге впервые. Получается, что родился Невский проспект под покровом Пресвятой Богородицы – накануне праздника Покрова. На построенной у Казанского собора сцене прошло торжественное богослужение. По окончании молебна вице-губернатор Константин Серов зачитал приветственное слово губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, а от имени Общественной палаты выступил Николай Буров. Продолжилось празднование театрализованным представлением и выступлением народного хора. На бастионе Петропавловской крепости организаторы праздника собрались на торжественную церемонию: в 12:00 грянул полуденный выстрел из пушки.
На Невском проспекте все желающие могли присоединиться к бесплатной обзорной экскурсии «Храмы Невского проспекта». Маршрут начинался у Казанского кафедрального собора, проходил рядом с Петрикирхе и Базиликой святой Екатерины, а завершался у Армянской церкви. В храмах всех конфессий прошли открытые праздничные выступления программы «Музыка храмов – Санкт-Петербургу», которые продолжались в ближайшие субботу и воскресенье.

Кто более компетентен: император Петр I, дьячок или библиотекарь?
Когда открылось транзитное движение по Невскому проспекту? Имеется несколько исторических источников. Давайте попробуем их оценить.
1. Первым достоверным источником об открытии сквозного движения на будущем Невском проспекте является именной указ Петра I от 2 октября 1718 г, опубликованный в первом Полном Собрании Законов Российской империи (V том, 1830 г, №3230. С. 589 – 590). Именуется он так: «О денежном сборе с проезжающих по новосделанной к Невскому монастырю дороге, на содержание той дороги и о нетребовании денег с проходящих в оный монастырь богомольцев». Вот полный текст указа: «Понеже для прошествия Царского Величества и его государевой высокой Фамилии, також и для богомольцев и бедных прохожих к Монастырю, и ради монастырской повседневной потребы по непроходимому на 600 сажен болоту проложена и управлена дорога, не занимая большой по берегу Невы реки дороги. А ныне всяких чинов люди проезжие, оставив оную большую по берегу дорогу, хотят ездить по вышеозначенной вновь сделанной дороге, которая монастырским трудом и немалым иждивением проложена и управлена. Того ради через сие указом Царского Величества запрещается, чтоб никому никакого чина по оной новопроложенной дороге не ездить, понеже от многих ездаков каналы засыпаются, и оная дорога много вредится, а буде кто похочет оною ехать, то надлежит на содержание оной дороги проезжим всякого чина людям платить, а именно: верховому на одной лошади 1 алтын, в телеге на одной лошади 5 копеек, в карете на двух лошадях гривну, на четырех лошадях 2 гривны, на шести лошадях 10 алтын. А с богомольцев, приходящих в Монастырь, и не имущих прихожих пеших ничего не брать». (Полное Собрание Законов Российской империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб.: Тип. II Отделения собств. Е. И. В. канцелярии, - 48 т.: указ. Т. 5: 1713-1719. Отделение 1, 1830. №3230. С. 589 – 590).
Лингвистический анализ показывает, что слово «ныне» имело в петровскую эпоху только одно значение «сейчас». А словосочетание «вновь сделанной» тоже имеет только одно прямое значение «новой». Название указа «О нопой дороге в монастырь» опять говорит о новой дороге. То же самое утверждается и в полном наименовании указа «О денежном сборе с проезжающих по новосделанной к Невскому монастырю дороге…». Это означает, что сейчас сделана (открыта) новая дорога и все люди хотят ездить по прямой короткой дороге в монастырь, а не по старой окружной, проходящей по берегу Невы. В то время к монастырю подходили только две дороги – Шлиссельбургский тракт, идущий вдоль берега р. Невы и будущий Невский проспект!
2. В архиве Александро-Невской Лавры есть справка, составленная ее канцелярией в 1728 г. (10 лет спустя после выхода указа Петра I об открытии движения!), на запрос об издержках монастыря на мосты и дороги, написано: «от Александро-Невского Монастыря к Адмиралтейству до борку прешпективая дорога застроена в 1712-м году по словесному бывшего Александро-Невского Монастыря настоятеля Феодосия приказу. По обе стороны той дороги каналы копаны, фашины из прутья вязаны, и оные фашины и на засыпку их песок возили на монастырских лошадях вотчинные работники за мирским наймом».
Это попытка задним числом восстановить ход событий, которые произошли 10 лет назад. Упоминаемый здесь 1712 г. является годом начала строительства дороги со стороны монастыря (прорубка просеки), это подтверждается другими достоверными источниками. В справке монастыря отсутствуют какие-либо цифры о стоимости и объемах работ, а также о количестве работников. Это просто отписка на запрос. В расходной книге казенного расходчика монастыря Ивана Прокопьева, где указаны все даже мельчайшие траты за 1712 г., имеется четкое доказательство: «в 712-м году за расчистку дороги работникам 20-ти человеком в даче 60 копеек» (ААНЛ. 1728 г. № 157, л.2).
Других расходов на строительство дорог в этом году в расходной книге не указано. Это однозначно подтверждает: в 1712 г. была прорублена только просека (расчистка дороги). За 60 копеек дорогу не построишь!
3. В книге первого историка Санкт-Петербурга библиотекаря А.И. Богданова «Описание Санктпетербурга», подготовленной автором в 1749 – 1751 гг. (спустя 31 год после указа Петра I) в главе X «Перспективные улицы и дороги» написано: «1. Перспектива и Главная на Адмиралтейской стороне, начинающаяся от самого Адмиралтейства, и продолжается до Александроневского Монастыря; зделана сия Перспектива в 1713-м году. 2. Перспективая, починающаяся от Адмиралтейства, проведена через обе Речки, Мойку и Фонтанку, на Ямскую Московскую Слободу». Это две записи, идущие подряд, говорят об одной и той же дороге, которая станет позже Невским проспектом. Так какая же дорога сделана в 1713 г.? Дата скорее говорит о прорубке просеки. Сквозного движения в этом году по Большой першпективной дороге не могло быть, так как батальон подполковника Михаила Аничкова строил мост через Фонтанку только в 1715 – 1716 гг.
Если внимательно сравнивать различные даты в книге А.И. Богданова, то можно установить, что в разных частях книги они просто не стыкуются. Например, проверьте ради любопытства год, когда сгорели подворье Александро-Невского монастыря, расположенное в начале проспекта у Адмиралтейства, либо Мытный двор у р. Мойки.
Получается, что все три источника указывают разные даты. Какому из них верить, кто более компетентен? Дьячок, библиотекарь или император? В этом случае доверять можно только указу Петра I, который был написан в момент события – открытия прямой новой дороги от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре. Это единственный достоверный документ. Второй источник был написан 10 лет спустя и опровергается собственными внутренними документами монастыря. Третий источник написан 31 год спустя по воспоминаниям чиновников петровской эпохи. Поэтому нет основания не доверять императору Петру I в вопросе открытия сквозного движения по будущему Невскому проспекту от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры – 2 октября 1718 г. А просеку по трассе будущего Невского проспекта прорубили в 1711 – 1712 гг.

Невский проспект несколько раз менял свое название:
• В 1711 дорога, прокладываемая от Адмиралтейства до Новгородского тракта, получила название Большая першпективная дорога (от лат. perspicere — смотреть сквозь).
• 20 апреля 1738 г. «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» утвердила название Невская першпектива на участке от Адмиралтейства до р. Мойки. На следующий год название распространили до Новгородской дороги, а в 1740-х годах – до Александро-Невского монастыря.
• 1776 г. переименование в Невский проспект.
• С 1783 г. по 1820 г. назывался Большим Невским проспектом.
• С 7 ноября 1918 г. участок от Адмиралтейства до площади Восстания к годовщине революции стал именоваться проспектом 25 октября.
• 13 января 1944 г. возвращено название Невский проспект.

Невский проспект в цифрах:
• Длина – 4,5 км.
• Наименьшая ширина – 25 м (у р. Мойки).
• Наибольшая ширина – 60 м (у Гостиного Двора).
• 195 зданий.